Социальная политика правительства Пермского края в сфере детства в течение последних лет нацеливает отрасль образования на создание и внедрение в деятельность учреждений эффективных технологий, позволяющих предупреждать и выявлять ситуации детского и семейного неблагополучия на ранних стадиях, выстраивать работу с семьями и детьми, в зависимости от сложности испытываемых ими проблем, отслеживать результаты этой работы.
В рамках реализации краевой целевой программы «Семья и дети Пермского края» в детском саду проблемной группой специалистов ДОУ разработана программа профилактических мероприятий по предупреждению социально-опасного положения и социального сиротства в дошкольном образовательном учреждении.
Планирование работы ведётся по следующим направлениям:
- диагностическая деятельность;
- организационная деятельность;
- консультационно-просветительская деятельность;
- коррекционно-профилактическая деятельность.
Цель программы:
формирование комплексной системы социально-психолого-педагогической поддержки семьи.
Задачи программы:
- побуждение к сознательной деятельности по развитию и воспитанию ребёнка в семье;
- реконструкция, оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений;
- повышение правовой и психолого-педагогической культуры родителей;
- оказание консультативно - методической помощи родителям в вопросах воспитания и развития ребенка;
- разработка методических рекомендаций для родителей.
В совместной работе педагогов и родителей, мы определили следующие принципы:
- не поучать, а приглашать к сотрудничеству;
- находиться в партнерской позиции с родителями;
- вести конструктивный диалог с родителями.
План проведения профилактических мероприятий
в работе с детьми и семьями группы риска и находящимися в социально-опасном положении (СОП)
№ |
Мероприятие |
Форма проведения |
Дата проведения
|
Ответственные |
1 |
Давайте познакомимся! |
День открытых дверей.
родительское собрание. |
Сентябрь |
Зам. заведующего,
воспитатели и специалисты ДОУ
|
2 |
Организация дополнительных образовательных услуг. |
Совместное творчество родителей и детей.
Занятия с воспитанниками и их родителями.
Игры и мини-развлечения.
|
В течение года |
Специалисты и воспитатели
|
3 |
Работа семейных клубов.
Клуб
«Выходного дня»
|
Консультации, семинары-практикумы, тренинги, мини-развлечения, открытые занятия, информационная поддержка (выпуск памяток, буклетов, газет), семейные презентации, фотовыставки.
|
В течение года
|
Инструктор по физической культуре, воспитатели групп. |
4 |
Работа консультационных центров специалистов ДОУ
«Семейный консультант» |
Консультации, семинары-практикумы, родительские собрания, информационная поддержка (выпуск памяток, бюллетеней, газет).
Индивидуальные беседы с родителями.
|
В течение года |
Воспитатели, специалисты ДОУ
|
5 |
Почта «Вы спрашивали – мы отвечаем» |
Индивидуальные консультации по запросам родителей
|
В течение года |
Специалисты и воспитатели ДОУ |
6 |
Зимняя оздоровительная кампания
Фестиваль здоровья «Мама, папа я любим спорт не зря!»
Мастерская
« У деда Мороза»
Конкурс снежных построек |
Спортивное развлечение на свежем воздухе, с участием семейных команд
Изготовление новогодних украшений совместно дети и родители
Совместное творчество педагогов, родителей и детей по оформлению снежных городков
|
Декабрь,
Декабрь
Январь |
Рублева Н.Н.
инструктор по ФИЗО
воспитатели ДОУ
|
7 |
Коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом.
|
Индивидуальные занятия с воспитанниками и их родителями |
В течение года |
учитель-логопед
педагог-психолог |
8 |
Ведение регистра группы риска СОП |
Анкетирование, опрос родителей |
В течение года |
Зам. заведующего по ВМР
|
9 |
Летняя оздоровительная кампания Конкурс
«Цветочная мозаика»
Фотовернисаж «Папа, мама, я – счастливая семья!» |
Совместный труд педагогов, родителей и детей по озеленению участков детского сада.
Семейное творчество детей и родителей. |
Июнь-август
Июнь
Июль
|
Воспитатели ДОУ
|
Мероприятия, направленные на профилактику социально опасного положения и социального сиротства в дошкольном образовательном учреждении позволяют:
- пропагандировать семейные ценности, семейное воспитание и здоровый образ жизни;
- установить позитивные отношения в кругу семьи, улучшить семейный микроклимат;
- сплотить молодые семьи, наладить дружеские отношения между семьями;
- предупредить развитие семейных дисфункций;
- повысить заинтересованность и осведомленность родителей в вопросах образования и воспитания ребенка;
- организовать психолого-педагогическую помощь;
- выявить семьи, нуждающиеся в профилактическом внимании на ранней стадии кризиса;
- создать социальную поддержку для неблагополучных семей.
Перспективы работы
- В дальнейшем мы планируем продолжить работу по профилактике социально опасного положения, повышать качественный уровень знаний родителей в вопросах воспитания и развитиях детей, приобщать их к участию в жизни дошкольного учреждения
- Пригласить к сотрудничеству специалистов детской поликлиники, ПМПК.
- Наладить контакты с организациями, заинтересованными в развитии семейного движения в микрорайоне
- Проанализировать и обобщить опыт работы, поделиться опытом с другими дошкольными учреждениями города.
- Разработать рекламные носители, направленные на активную пропаганду опыта здоровых семей, повышение статуса семьи.
Целевые программы сопровождения детей группы "риска" и СОП в условиях ДОУ:
№ |
Название программы.
Субъекты сопровождения. |
Решаемые задачи. |
Основные методы коррекции. |
1 |
Педагог – психолог
Индивидуальные коррекционные занятия
Цель программы: тренировка психических процессов в игровой форме. Ребенок 5-7 лет, характеризующийся низкой зрелостью произвольности психических познавательных процессов |
1. Развитие компонентов произвольного внимания: сосредоточенность, переключаемость, объем, устойчивость.
2. Развитие произвольной зрительной и слуховой памяти
3. Развитие компонентов логического мышления, умения анализировать, делать выводы и т. п |
1. Игры с правилами:
- Дидактические;
- Настольные;
2. Пальчиковые игры
3. Сенсорные игры
4. Графические игры;
3. Упражнения на нейтрализацию эмоциональной тревожности. |
2 |
Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению (Ананьева Т.В.)
Цель: становление физиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности
Дети 5-6 лет |
1. Развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, речевой, личностной сфер;
2. Развитие произвольного поведения;
3. Снижение уровня тревожных переживаний;
4. Поддержка благоприятного психологического климата, обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребенка. |
1. Игра;
2. Беседа;
3. Методики эмоционального расслабления;
4. Рисуночный метод;
5. Игры - упражнение на командную согласованность и преодоление импульсивности. |
3 |
Программа групповых коррекционных занятий "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»".
Цель: ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние.
Дети 4-6 лет с комплексом эмоционально - личностных проблем, низким социальным статусом в группе сверстников. |
1. Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей;
2.Формирование компетентности в общении, а именно: адекватных форм поведения и самоконтроля.
|
1. Игры - драматизации
2. Дискуссии
3.Рисование на заданную тему
4.Игры - моделирования конфликтных ситуаций
5. Сказкотерапия
6.Релаксация, тренинг контроля за телом |
4 |
Программа групповых игровых тренингов "Давайте жить дружно".
Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка.
Дети 4-6 лет с высоким уровнем тревожности. |
1. Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным;
2. Развивать навыки социального поведения;
3. Формировать позитивное отношение к своему «Я»
4. Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности. |
а) мимическая гимнастика
б) упражнения на мышечную релаксацию
в) дыхательная гимнастика
г) сказкотерапия
д) игры-коммуникации
е) рисование, кляксография |
5 |
Инструктор по физической культуре
Программа "Здоровье"
Цель: Воспитание у детей культуры здоровья, вооружение знаниями, умениями и навыками для формирования привычки к здоровому образу жизни
|
1. Формирование осознанного отношения к здоровью и жизни человека.
2. Формирование знаний и умений оберегать, поддерживать и сохранять его. |
1. Физкультурные занятия
2. Закаливающие процедуры
3. Организация и проведение дней здоровья
4. Тематические родительские собрания
5. Консультации инструктора по физо
|
6 |
Музыкальный руководитель
Программа «Жаворонушки»
Цель: Расширить возможности коммуникативной стороны общения у ребенка;
формирование эмоционального благополучия и психологического здоровья ребенка средствами фольклора.
Дети 5-7 лет с проблемами в коммуникативной сфере |
1. Снижение психофизического напряжения
2. Снятие психоэмоционального дискомфорта
3. Создание настроя на позитивное взаимодействие со сверстниками
4. Развивать эмоциональную отзывчивость |
1. Игры – драматизации;
2.Инсценировки песен, сказок;
3.Хороводные игры, речевые игры;
4. Фольклорное словотворчество: дразнилки, шумелки, заклички;
4. Распевание и пение |
7 |
Учитель – логопед.
Логопедическая коррекционная программа
Цель: Коррекция общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста»
Дети 5-7 лет с проблемами в речи. |
1.Развитие просодической стороны речи;
2. Правильного звукопроизношения звуков;
3. Развитие фонематических процессов;
4Лексико - грамматических средств языка; |
1. Артикуляционные гимнастики;
- Игры на развитие направленной воздушной струи;
- Пальчиковые гимнастики;
2. Компьютерная игра «Игры для Тигры»
3.Логопедический массаж пальцев и кистей рук с использованием нестандартного оборудования. |
8 |
Медицинские работники
Цель: Совершенствование системы профилактическо - оздоровительной работы. |
Осуществление
1. специфической иммунопрофилактики;
2. неспецифической иммунопрофилактики |
1. Ежедневный утренний фильтр
2. Вакцинация детей
3. Закаливающие мероприятия
4. Дыхательная гимнастика
5. Массаж, самомассаж
6. Профилактика нарушения осанки, сколиоза и плоскостопия, близорукости
|
Скачать в word